just friends

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » just friends » Articles and comments » Никита Михалков как зеркало русской льдины


Никита Михалков как зеркало русской льдины

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

«Манифест Просвещенного Консерватизма» Михалкова вызвал шум, потому что ухватил общее смутное: Россия не Европа. И не будет (если хочется остаться Россией) никогда. То есть надо выбирать. Манифест— обоснование выбора. Славянофильское, хомяковское, михалковское. Это когда сам на «мерседесе», но Русь любишь, ибо что такое «мерседес» перед любовью?

«Эйфория либеральной демократии закончилась!»— вот главная мысль документа объемом в 75 700 знаков (с пробелами). Михалков точно почувствовал: всех все достало. Вы в 1991-м нам твердили про ценности Запада, свободу и рынок? А мы получили продажных ментов, сук на членовозах с «мигалками», барство дикое и рабство тощее и несправедливость во всем. (Михалков излагает изящнее: «Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики». Михалков не может написать «суки с мигалками». У него «мигалка» у самого).

«Чего мы хотим?»— спрашивает Михалков. Закона, порядка, безопасности, достатка. Как их достичь? Укреплением государства, уважением к закону и собственности, ростом экономики (у Михалкова про это много, и это, к сожалению, у него слабо, потому что одни упования опираются на другие).

Однако тут Михалков пишет примерно той же силы вещь, какую в свое время написал Дугин, заметивший, что проблема времени— в отчужденности современного человека от продукта труда, когда, в отличие от пекаря или столяра прежних лет, он лишь колесико в производстве, а оттого теряют смысл и жизнь, и труд. Так вот, Михалков пишет о том, что помимо (пафос) ПРАВА, существует и (снова пафос) ПРАВДА. То есть (если писать с нормальных букв) закон действует только тогда, когда закрепляет обычай. А в России на законы— включая Конституцию— потому и плюют, что они пишутся не чтобы закрепить обычай, а чтобы прикрыть чей-то зад. Михалков уповает, что мораль и закон, правовая жизнь и жизнь не по лжи должны совпадать. Браво, Михалков. Долой Европу!

Интересно, правда, что он при этом считает Русской Правдой.

А он и не скрывает. Православие в душах, имперскость в амбициях, госкапитализм в экономике, вертикаль власти в политике, лояльность власти на площади, достойную подчиненность в кабинете, персонификацию власти на портрете— ну, там много еще чего, и про семью, и про школу, но главное— про сильную власть. И что-то это ведь напоминает, правда?

0

2

А вот что! Кадр из «Сибирского цирюльника». Когда император с мудрым и просвещенным лицом Михалкова выезжает на белом коне на Соборную площадь. И все окрест признают его авторитетную силу.

«Ссылки на всеобщие законы истории,— говорит царь,— на „логику прогресса“ и „чудеса рынка“ представляются нам неубедительными. Мы служим Богу и Отечеству, а не идолам Теории и Истории… Нашему историческому ощущению свойственно уважение к авторитету и силе государственной власти. Россия— Евразия— это не Европа и не Азия. Мы создадим гарантийное государство— новый тип власти. В нем государственный аппарат, гражданское общество и граждане действуют солидарно во имя единых общенациональных целей».

Но народ, к которому обращается царь, безмолвствует.

А за царем, во мгле, иностранная машина вырубает Химкинский лес.

http://s3.gzt.ru/f/upload/picture/10/10/13/image_34119.thumbnail.jpg

0

3

На самом деле либеральная европейская идея проста. Она в том, что человек, люди сильны и свободны, а потому сами могут бросить вызов смерти, строя свою жизнь, и что государство они нанимают на службу, как нанимают работников собирать урожай или делать ремонт: то есть там и тогда, когда бороться со смертью не хватает собственных сил.

Консервативная русская идея состоит в том, что человек слишком слаб, чтобы бороться со смертью, и что лишь государство может помочь ему, ибо оно велико и бессмертно, и чем мощнее государство, тем выше гарантии. А самое сильное государство— это самодержавие, с великим, грозным и просвещенным царем во главе.

Беда в том, что современный русский человек больше не ищет бессмертия, и бессмертие отвечает ему взаимностью. Страна сокращается. Люди не хотят детей. Умники с конвертируемыми профессиями эмигрируют, с неконвертируемыми— уходят во внутреннюю эмиграцию. Никто не взыскует славы в веках, и всем поскорей бы лишь деньги. Искусство— этот посредник в разговорах с вечностью, это ракетное топливо, уносящее в бесконечность,— низведено до потребления, как, кстати, подметил и сам Михалков. «Сейчас время мышей»,— сказал он однажды.

Просвещенный консерватизм нужен сегодня не населению России, измельчавшему до мышей, а самому Никите Михалкову, обеспечивая ему место просвещенного консерватора типа Николая Карамзина, который за изящное воспевание самовластья имел от государя дом, ренту и почетный титул главного летописца.

И европейский либерализм населению России тоже не нужен, потому что это население чувствует себя хилым и слабым, а потому имеет право остервенело пенять мышам во власти за каждый пронесенный мимо народного рта кусок: пенять— проще, чем добывать.

Вот такой у нас сегодня обычай.

Россия— это замороженная на какое-то время коммунизмом, приплывшая из ледникового плюсквамперфекта, тающая потихоньку льдина. И льдину уже не наморозить никаким манифестом. И в воды Европы не прыгнуть— вдруг утонем?!— пока еще, вроде, льдина есть.

Впору писать манифест спасательных средств.
Дмитрий Губин

0


Вы здесь » just friends » Articles and comments » Никита Михалков как зеркало русской льдины


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно