just friends

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » just friends » Off top » Фе́и из Ко́ттингли


Фе́и из Ко́ттингли

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Фе́и из Ко́ттингли (англ. The Cottingley Fairies) — серия фотографий, сделанная в 1917 и 1921 гг. двумя девочками-подростками, шестнадцатилетней Элси Райт (англ. Elsie Wright) и её двоюродной сестрой, десятилетней Френсис Гриффитс (англ. Frances Griffiths). Фотографии должны были служить доказательством реальности существования «маленького народа» — но оказались одной из самых талантливых мистификаций XX века.[1] Сэр Артур Конан Дойль до самой смерти непоколебимо верил в подлинность фотографий из Коттингли.
Элси Райт родилась в 1901 году. Её родителями были Артур Райт, один из первых в Англии дипломированных инженеров-механиков, и его жена Полли. С 13 лет посещала художественную школу в Брэдфорде, слыла очень одарённой ученицей. С увлечением рисовала акварелью, в том числе, по воспоминаниям отца, выполнила несколько набросков, изображающих гномов и фей.

Во время Первой мировой войны работала в фотографической лаборатории колледжа, где её обязанностью было выполнять коллажи, где павшие солдаты оказывались в окружении близких. Считается, что Элси мастерски управлялась с громоздким фотоаппаратом тех времён и фотопластинками.

Позднее перебралась в Америку, по её собственным словам, чтобы избежать навязчивого внимания, но слава девочки, сделавшей фотографии фей, настигла её и там.

В Америке она вышла замуж за инженера по фамилии Хилл,[8] вместе с мужем переехала в Индию, родила дочь. Во время Второй мировой войны состояла в Королевской Женской Добровольной Службе (WRVS) — работала в военных госпиталях в Калькутте. Вернулась в Англию в 1947 году вскоре после того, как Индия получила независимость от Британской короны. Умерла в 1988 году в возрасте 87 лет.[9]

Френсис Мэри Гриффитс родилась 4 сентября 1907 года. Её родителями были сержант-майор Артур Гриффитс и его жена Энн. До десяти лет Френсис с родителями жила в Южной Африке. Затем перебралась в Англию, жила вместе с семьей в деревне Коттингли, в которой и были сделаны знаменитые фотографии. В середине 1920-х годов, уже будучи взрослой, переехала в Скарборо[8], в 1928 году вышла замуж за солдата по имени Сидней Уэй и вместе с мужем перебралась в Рамсгейт, графство Кент, Великобритания. В этом браке родились сын и дочь. Френсис умерла в возрасте 78 лет 11 июля 1986 года.[9]

Техника съёмки и используемые аппараты

Для первых съёмок (1917 г.) использовалась четвертьпластиночная камера «Бучер Мидж» с падающим затвором и пластинки «Империал Репид». Первая фотография («Френсис и хоровод фей») выполнена около 3 часов пополудни, расстояние — 4 фута, выдержка — 1.50 секунды. Диафрагма f/11. Весна 1917 г.

Вторая фотография («Элси и гном») — солнечный день, редкая облачность. Около 4 часов пополудни, расстояние 8 футов, выдержка — 1.50 секунды, диафрагма f/11. Октябрь 1917 г.

Третья — Френсис и летающая фея. Четвертьпластиночная камера «Камео». Расстояние — 3 фута, выдержка — 1.50 секунды, диафрагма f/11. Август 1920 г. Четвертая и пятая фотографии снимались той же камерой.[10] [8]

http://ru.wikipedia.org/wiki/Феи_из_Коттингли

Начало истории

Судя по воспоминаниям участников событий, история с фотографированием фей началась весной 1917 года в деревне Коттингли, близ Брэдфорда, графство Йоркшир. Две двоюродные сестры полюбили играть у ручья, протекавшего за деревней. Однажды мать Элси заинтересовалась, что привлекает их там, и девочки ответили, что играют с феями. Для них обеих, слышавших сказки о «маленьком народе» чуть ли не с младенчества, появление фей не было чем-то необычным или шокирующим. Более того — Френсис, не так давно вернувшаяся с матерью из Южной Африки, якобы удивлялась, почему не встречала там фей, и сама для себя придумала объяснение, что «маленький народец» не выносит жары.

Об этих встречах и о своих впечатлениях, Френсис рассказала в ставшем знаменитом письме к Джоанне Парвин от 9 ноября 1918 года:
Дорогая моя Джо, надеюсь, у тебя там всё хорошо. Приходится писать тебе новое письмо, одно уже готовое я потеряла или куда-то засунула. Ты все играешь с Элси и Норой Бриддлс? А я тут учусь в школе французскому, геометрии, кулинарии и алгебре. На той неделе папа вернулся из Франции, он там был десять месяцев, и мы все надеемся, что через несколько дней война кончится. Готовимся вынуть флаги и вывесить из нашей спальни наверху. Посылаю тебе две фотографии со мной, на первой — я в купальнике, это снимал дядя Артур у нас во дворе, на второй — я же с феями у ручья, эту снимала Элси. Роузбад все не худеет, я сшила ей пару новых одежек. Так там Тедди и куколка? Мы с Элси очень подружились с феями, что живут у ручья.

На обратной стороне фотографии Френсис добавила ещё: Странно немного, почему я никогда не встречала их в Африке. Наверное, им там слишком жарко.[11]

(Это письмо для сторонников подлинности снимков явилось дополнительным доказательством, так как было написано до появления первых газетных публикаций и общего интереса к фотографиям. Оно отыскалось в 1922 году и было впервые напечатано в газете «Кейп Таун Аргус», 25 ноября 1922 г.)

Однако же, в то время взрослые отнеслись к их словам скептически, но девочки упорствовали, и, чтобы доказать свои слова, Элси выпросила у отца фотоаппарат — дорогую по тем временам камеру «Мидж» и стеклянные пластинки для съёмки фирмы «Империал Репид».

На первой фотографии, позднее ставшей самой известной из цикла, оказалась Френсис в окружении хоровода фей. Отец Элси, Артур, вместе с ней проявлявший пластинку, вначале увидел на ней размытые белёсые контуры и вначале принял их за птиц, потом — за куски оберточной бумаги, но по мере проявления фотографии, увидел на ней силуэты фей.

Заподозрив, что фигурки были вырезаны из бумаги и затем подвешены на ниточки, он тайком от дочери обыскал берег ручья, их спальню и даже мусорное ведро, но нигде не обнаружил обрезков или обрывков.[11]

Второй раз девочки выпросили у взрослых фотоаппарат в октябре — на пластинке на сей раз оказалась Элси и маленький гном. Снимок был слабым и бледным, десятилетняя Френсис нажала на спуск слишком рано.[11] Впрочем, на этот раз девочки сломали камеру, и отец, отдав её в ремонт, наотрез отказался ещё раз доверить им дорогую
Эдвард Гарднер и Артур Конан Дойль. Первая экспертиза

«Элси и Крылатый Гном», вторая фотография

Вероятно, эта история не получила бы продолжения, хотя, опять же по воспоминаниям очевидцев, матери девочек — Полли Райт и Энн Гриффитс — охотно раздаривали фотографии друзьям и знакомым. Мать Элси входила в теософское общество Брэдфорда, считая, что сама обладает «астральным видением» и памятью прошлых жизней. Лекция в тот день посвящалась «маленькому народу», и Полли обронила невзначай, что её дочь и племянница сумели сфотографировать фей. Лектор немедленно заинтересовался этим, и снимки той же осенью отправились на теософскую конференцию в г. Харрогейт, и наконец в начале следующего года попали в руки Эдварду Л. Гарднеру (Edward L. Gardner), руководителю общества.[11] Тот же передал снимки в лондонский журнал «Стренд мэгэзин», и дальше история приобрела необратимый характер.

Элси Райт рядом с тем местом, где была сделана фотография с «Гномом», 1920 год.

В июне 1920 года по просьбе журнала «Стренд мэгэзин» Артур Конан Дойль, бывший в то время страстным поклонником спиритизма, собирал материал для большой статьи о феях, которую он готовил для рождественского издания. Конечно же, нашумевшая история с фотографиями не могла не привлечь его внимания.

Получив от Гарднера первые копии фотографий тем же летом 1920 г., Конан Дойль отправил их на экспертизу Оливеру Лоджу — одному из ведущих физиков Великобритании. Ответ Лоджа был неутешителен, он категорически высказался, что фотографии были поддельными и фей на них изображала группа танцовщиц. Лодж заметил также, что причёски фей уж слишком совпадали с бытовавшей тогда парижской модой.[11] Фотограф Фред Барлоу дал осторожный ответ, что первая фотография «в отсутствие иных свидетельств кажется несколько сомнительной»[8]. Стоит, однако, заметить, что он исследовал готовые снимки, негативы в тот момент ещё оставались в руках у девочек. Не удовлетворённый таким ответом Гарднер в июле того же года выехал в деревню Коттингли. Когда детей допросили ещё раз, те принялись уверять, что встречаются с феями уже давно и готовы сделать ещё несколько снимков, чтобы подтвердить свою правоту. В августе 1921 года Гарднер передал им фотоаппарат «Камео» с 20 пластинками, на которых стояли незаметные постороннему глазу метки.[11]

Позднее, в том же году Дойль уехал в Австралию, а его статья вместе с двумя заново отретушированными фотографиями была напечатана. Имена девочек и место их проживания не назывались, но статья носила кричащий заголовок «Эпохальное событие — удалось получить фотографии фей!». Весь тираж был распродан в течение нескольких дней, затем газета ещё не раз возвращалась к этой теме.

«Неопровержимое доказательство». Ноябрь 1920, раздел 60, стр. 439—445.
«Убежденность Дойля и публикация снимков, на которых изображены девочки вместе с феями произвели сенсацию и вызвали неоднозначную реакцию общественности».
«Дополнительные фотографии, призванные доказать реальность существования фей. Феи из Коттингли». Март 1921, раздел. 61, стр. 199—206.
«Свидетельства в пользу существования фей». Февраль 1923 г., раздел 65, стр. 105

Интересно, что Артур Райт, убеждённый в том, что снимки были просто искусной подделкой, отказался принять гонорар, объясняя это тем, что «если фотографии всё же подлинные, не стоит мараться, получая за них деньги.»

В обществе, как и следовало ожидать, публикация вызвала неоднозначную реакцию — от осторожного согласия до резкого отрицания. В частности, в газете Truth 5 января 1921 года появилась заметка, в которой указывалось, что Для того, чтобы правдоподобно объяснить, как появились так называемые фотографии фей, нужно понимание не оккультных феноменов, но детей.

С другой стороны, «Аргус» Нового Южного Уэльса отмечал: Однажды опровергнув методами статистики существование Санта Клауса, мы рискуем вместе с тем огульно отправить в небытие весь волшебный мир.

В начале, для того, чтобы оградить детей от навязчивого внимания прессы, имена и названия в первой публикации были изменены — так, Элси получила псевдоним «Айрис», Френсис — «Алисы», вся семья превратилась в «Карпентеров», а деревня получила новое имя и адрес «Далесби, округ Уэст Райдинг»[10] Но тайну сохранить не удалось, и вскоре журналист «Вестминстер Газетт» вслед за Гарднером и Дойлем отправился в деревню Коттингли, но ничего не смог добиться от девочек, и в конечном итоге пришёл к выводу, что имеет дело «с чем-то непознанным».

Майор Холл-Эдвардс, специалист по радию, прямо назвал фотографии «грубыми подделками».

Новые фотографии и дальнейшие экспертизы

В то же время девочки сумели получить ещё две фотографии. Об этом Полли Райт, мать Элси, писала: Всё это утро погода стояла облачная и туманная, и мы не могли фотографировать почти до самого вечера, когда тучи наконец разошлись и появилось солнце. Мы с моей сестрой в это время пошли пить чай, а когда вернулись, были немножко разочарованы тем, что девочкам удалось заснять только двух фей.

Фотографии получились достаточно размытыми, но на них всё же можно было различить прозрачные силуэты. Еще одну — знаменитую пятую — сделали, опустив камеру в высокую траву и дёрнув затвор привязанной к нему резинкой.

Негативы, завернутые для сохранности в хлопчатную ткань, отправились в Лондон. Получив негативы, Дойль и Гарднер первым делом проверили стоявшие на них метки. Но девочки оказались на высоте — пластинки не подменялись.

Сомневающийся Дойль отправил негативы иллюзионисту Гарри Гудини, среди прочего прославившемуся разоблачением всякого рода фальсификаторов и шарлатанов. Но Гудини в этом случае предпочел отмолчаться. Эксперты фирмы «Кодак» — управляющий компанией Уэст, руководитель фотографического отдела и двое ведущих фотографов — выдали очень осторожное заключение. Согласно ему, каждый снимок являл собой результат одной экспозиции, и, хотя прямых следов подделки выявлено не было, это не могло служить окончательным доказательством подлинности. Не исключалась ретушь, сделанная умелой рукой, так, по предположению руководителя отдела, вначале могла быть сделана фотография девочки на фоне ручья или деревьев, затем на готовую пластинку — дорисовываться фигура, и наконец, большая, полупластиночная фотография — при искусственном освещении уменьшиться до четверти пластинки. К окончательному заключению специалисты так и не пришли, но предположили, что «за отсутствием фей в природе, фотографии наверняка поддельны.»[8] Последнюю экспертизу по просьбе Дойля выполнили лучшие фотографы Англии. По его словам, следов подделки обнаружить не удалось — более того, кто-то из экспертов обратил внимание на перепончатые ручки фей — что прямо совпадало с тем, как описывают облик «маленького народа» ирландские и английские легенды. Убеждённый этим автор «Шерлока Холмса» уверял, что фигурки во время съёмки двигались, и ручался за подлинность снимков своей профессиональной репутацией.

Гарднер, со своей стороны, отдал негативы профессиональному фотографу Генри Стеллингу, чей ответ гласил, что Снимки сделаны на открытом воздухе при одной и той же выдержке. Во всех волшебных фигурах видно движение и нет следов студийной работы с использованием бумажных моделей, затемненного фона, раскрашенных фигурок и тому подобного. Считаю обе фотографии подлинными.

По сути дела, результаты первых экспертиз были вполне предсказуемы — фотографам начала века в голову прийти не могло, что столь талантливую мистификацию могли выполнить с помощью подручных средств две деревенские девочки — профессионалы «мерили по себе», скрупулезно выискивая следы сложной студийной работы, а не найдя их, в зависимости от собственных убеждений, объявляли фотографии подлинными или отступали в недоумении.

Иных обоснований Гарднеру и не требовалось — с этого времени он стал активно пользоваться слайдами с изображением фей во время своих теософских лекций.

К сожалению, новых фотографий Элси и Френсис получить уже не могли — по их словам, как только они устанавливали громоздкую камеру, феи попросту растворялись в воздухе.

В 1922 году Дойль опубликовал книгу, посвященную истории Элси и Френсис, которая так и называлась — «Явление фей» (The Coming of the Fairies). Дойль был категоричен: Есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделён от нас неким различием в вибрациях.

Дойль пошел ещё дальше, утверждая, что сумел различить на снимках испускаемое феями «магнитное сияние», с помощью которого те постоянно восстанавливают свою «жизненную силу».

Он даже попытался выдвинуть «теорию», которая могла бы объяснить появление фей, а также невозможность после 1921 года получить новые фотографии. Опираясь на слова Элси Я не уверена, — писала она, — что всё это не было только музыкальными вибрациями, которым мой ум придал форму фей. Честно говоря, я не знаю, что можно сказать о феях, но это нечто движущееся, звучащее, имеющее цвет и вызывающее ощущение радости.

Дойль полагал, что девочки обладают большой медиумической силой, причем Френсис также может бессознательно выделять некую «эктоплазму» — мистический вид энергии, из которой феи и строили свои «тела», становясь таким образом видимыми.

Невозможность получить новые изображения после 1921 года объяснялась, с его точки зрения, тем, что половое созревание губит психическую энергию, эктоплазма, выделяемая Френсис, иссякла — и результат, что называется, налицо.

Со своей стороны, руководители «Общества по изучению психики» (ОИП), в котором Дойль состоял с 1891 года, решительно отмежевались от подобных выводов и публично заявили, что подлинность фотографий под вопросом и что общество желает, чтобы до полного выяснения истины заявления Дойля воспринимались как выражения только его частного мнения.

Гарднер, со своей стороны, занял выжидательную позицию, выдвинув предположение, что если феи и существуют, то являются на самом деле «ядрами, которые могут принимать различные формы. Когда они принимают человеческий облик, то способны представляться гротескными или изящными, плотными или эфирными» — то есть, человеческий облик они принимали исключительно для встречи с девочками. Когда ему возражали, что феи никому больше и нигде не являлись, он отмел это мнение на том основании, что ясновидящие теософского общества в других местах и в иное время видели фей точно такого же типа, даже в похожей одежде. Удивительно, если бы они отличались! — заявил он в конечном итоге.

История продолжала развиваться. После того, как снимки появились в «Стренд мэгэзин», к ручью началось паломничество. Дошло до того, что ясновидящего Джеффри Ходжсона попросили «увидеть» фей, что он благополучно и сделал, «разглядев» одну из них на «астральном уровне». Бывшая с ним Элси также «увидела» их, однако же новых снимков получить не удалось.[11]

Более того, Ходжсон выпустил посвященную этим событиям книгу «Феи за работой и игрой», в которой категорически утверждал:

«Элси и Фея, Предлагающая Букет Колокольчиков», четвёртая фотография, сделанная на меченой пластинке. Я убежден в правдивости девушек, которые сделали фотографии. Я провел несколько недель с ними и с их семьями и смог убедиться в подлинности их дара ясновидения и совершенной честности всех участвующих сторон. Также я сам видел фей, точно таких же, как и заснятые в узкой долине Коттингли.

Впрочем, его слова убедили далеко не всех. Физик Оливер Лодж (Oliver Lodge), сам увлекавшийся парапсихологией, был настроен к снимкам весьма скептически. Со всей корректностью, стараясь никоим образом не травмировать юных девочек, он писал о том, что (…)Не прибегая к обвинениям кого бы то ни было в мошенничестве, наиболее простой гипотезой представляется следующая. Впечатлительная девушка, которая любила играть и изображать разные вещи, могла со вполне невинными намерениями попытаться разбудить фантазию своих подруг, показывая им сделанные ею самой фигурки, которые были изготовлены с большим мастерством, а потом их же сфотографировать.

Бывший иллюзионист Джеймс Рэнди прославился разоблачением множества шарлатанов и мошенников, выдававших себя за обладателей сверхъестественных возможностей. Он же в 1964 году предложил премию в 10 тыс. долларов тому, кто на его глазах докажет свои возможности — причём Рэнди не в силах будет его разоблачить.

В 1978 году внимание Рэнди привлекли фотографии фей из Коттингли. По его настоянию, фотографии были сильно увеличены, и далее, как он рассказывал сам в своей книге «Плутовство и обман!» Член общества по научному изучению паранормальных явлений Роберт Шиффер и его коллега Уильям Сполдинг применили технику <увеличения> к фотографиям фей, и не может того быть! обнаружили среди прочих постановочных трюков, ниточки на которых держались феи.[12]

Вдохновленный своим открытием, разоблачитель немедленно связался с Элси, настоятельно советуя ей признаться в обмане. Элси предпочла ответить ему открытым письмом, опубликованным в журнале New Scientist, где не без иронии осведомлялась, к какой части неба крепились ниточки, и как при том можно было удержать «бумажных» фей в одном положении. Не менее раздосадованный Рэнди всё же настоял на своем, опубликовав свою теорию и приложенные к ней увеличенные фотографии во второй главе своей книги, озаглавленной «Феи в глубине сада».

0

2

[myimg]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/2/27/Fairy-1-.jpg/190px-Fairy-1-.jpg|[/myimg]

0


Вы здесь » just friends » Off top » Фе́и из Ко́ттингли


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно